вторник, 3 марта 2015 г.

НОВАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ОРГАНИЗМИКА - Лингвистика

Разделы Организмики

Протослог -*sar- в топонимах мира и этимология слов с его присутствием в разных языковых семьях

к. филол. н. Е. А. Миронова, М. В. Дьякова, июнь 2012 г.
Подписка на журнал «Organizmica» в каталогах:
«Роспечать» - 82846; «Пресса России» - 39245
Согласно гипотезе о протослогах, сохранившихся в топонимах мира [2], в данной статье мы исследуем слог -*sar-, имеющий широкое распространение не только в топонимах Евразии, но и в составе слов многих индоевропейских, финно-угорских, алтайских языков с очень близкими семами, что свидетельствует о том, что этот слог входил в состав протоязыка, из которого и произошли эти языковые семьи.
Сочетание звуков в слоге -*sar-: глухой согласный [s] (а также его корреляты – звонкий [z] и взрывной [ts]), гласный [а] и сонорный [r] – является устойчивым, широко распространённым и существующим с древних времён, поскольку древними являются топонимы с его участием [7]. Данный слог, по нашему мнению, имеет вариацию -*sur-, поскольку в древности, во время становления языка, гласные звуки являлись своеобразной прослойкой чистого звука между согласными [3]. Фонетико-фонологические процессы такого рода (полногласие, элиминация, чередование гласных звуков) широко распространены в славянских языках [6]. Чередование гласных в слоге при сохранении его основного значения – это подтверждение длительного существования слога, до переразложения его в морфему, по теории морфемогенеза, предложенной В.А. Чудиновым [9].
Топонимы со слогом -*sar- исследовались многими учёными: В.А. Нестеров (1980) – топонимы Чувашии (г. Чебоксары); С.В. Трусов (2011) – топоним Сургут и др.
Так, С.В. Трусов считает, что город Сургут таким названием не могли назвать ни селькупы, ни ханты, ни тюрки, поскольку из географии распространения этого топонима видно, что он имеет достаточно широкое распространение, как в Азии, так и в Европе. На карте России есть: р. Сургут (Кировская область, бассейн р. Вятка), р. Сургут (бассейн р. Волга) и др. [7].
В нашем исследовании была применена методика доказательства принадлежности слога -*sar- (его звонкого коррелята – слога -*zar- и взрывного -*tsar-) к слогам протоязыка, разработанная Е.А. Мироновой [4], а именно:
  1. Выявление устойчивых сочетаний звуков, повторяющихся в древних языках и присутствующих в одинаковых/фонетически сходных топонимах мира;
  2. Проверка наличия выявленных устойчивых сочетаний звуков в языках разных языковых семей и установление схожести/идентичности их значений;
  3. Установление сочетаемости подтверждённых слогов протоязыка друг с другом в топонимах мира и в понятиях сакральной сферы;
  4. Привлечение данных истории и археологии для подтверждения факта присутствия древних людей в местах с названиями, состоящими из протослогов.
Слог -*sar- представлен в санскрите и означает высшие понятия:
  • Sarvata – наивысшая мировая субстанция;
  • Sarvada – Всежертвующий – титул Брамы;
  • Sarvatma – наивысшая душа, всепроникающий дух;
  • sarva mandala – Яйцо Брамы;
  • sarku – светлая раса богов, в противоположность тёмной расе гагауди.
Корень -*sar- широко распространён в топонимике. Так, существуют следующие географические названия: Саранск, Саратов, Сарань, Сарапул, Сарепта, Чебоксары, гора Саранакан (Россия), Сардарабад (Армения), Сарканд, Саркал (Казахстан); Сардиния, Сорренто (Италия); Сараево (Югославия); Сарагоса (Испания); Саргодха (Пакистан); Саривон (КНДР), Сарния (Канада), Сара (гора в Греции, Микены).
Слог -*sar- встречается также в названиях рек и озёр (в основном на территории России ). Всего выявлено 112 топонимов [1] со слогом -*sar- в начале слова. Однако он встречается также и в конце слов (н. Чебоксары), а также имеет вариант гласного [u] (н. Сургут). Этимология вышеперечисленных названий не является предметом всестороннего исследования в данной статье, поскольку в данном случае важна констатация факта распространённости слога -*sar- в топонимах повсеместно. Тем не менее, таким исследованиям будет посвящена отдельная работа.
Перейдём к следующему доказательству древности слога -*sar-. Рассмотрим его присутствие в языках разных языковых семей.
Слог -*sar- присутствует в индоевропейской семье языков:
  • Немецкий язык: zar, caiser – царь;
  • Французский язык: césarisme – царизм;
  • Латинский: caesar – цезарь;
  • Русский язык: царь;
  • Английский язык: czarevitch – царевич.
Слог -*sar- присутствует в финно-угорской семье языков:
  • Финский язык: tsaari,keisari – царь; Tsaarin kello – царь колокол; Tsaarin tykki – царь пушка; keisarinna – царица; keisarin – царская;
  • Венгерский язык: cárnő – царица; cár – царь; Cézár –Цезарь;
  • Эстонский язык: tsar – царь; tsaarinna – царица; tsareevit – царевич; tsaari tütar – царевна; tsaarike – царек; tsaaritapmine, tsaaritapp – цареубийство; tsaaritapja – цареубйца; tsarism, tsaarivalitsus, tsaarirežiim – царизм и т.д.
Слог -*sar- присутствует в тюркской языковой семье:
  • Турецкий язык: hisar – крепость, замок; sarılık – желтизна; çar – царь; çariçe – царица; şarap – вино; çarlık düzeni – царизм; Sezar – цезарь; sary – желтый;
  • Узбекский язык: saranjomlik – аккуратность; sarf – расход, трата; – bo'lmоq быть потраченным; – qilmоq потраченным; тратить, расходовать, затрачивать; sarflamoq – расходовать, тратить, затрачивать; sarg'aymoq – желтеть; sarg'ish – желтоватый; рыжеватый.; sarkarda – полководец; buyuk – великий полководец; предводитель; начальник; saroy – дворец/замок; sаn'аt~i – дворец искусств, постоялый двор; сарай, склад;
  • Казахский язык: сарғыш – желтизна; tsarism – царизм;
  • Чувашский язык (булгарская группа тюркской языковой семьи): Сархорн – красавица+берёза (возможно: сарǎ – «жёлтая» – «жёлтая берёза»).
Как видно из перевода данных слов, основными семами являются: «верховный правитель» (царь, полководец), «дворец, замок» (место пребывания верховного правителя); «жёлтый» (цвет золота – главного символа царской власти); «вино» (в древности верховный правитель или верховный жрец проводил возлияние жертвенного напитка на алтарь и распределял ритуальный напиток – сурью), а также сема «расход, трата», связанная с накоплением и распределением богатства, что входило в прямые обязанности правителей.
Проведём исследование, касающееся комбинирования слога -*sar- с другими слогами протоязыка, рассмотренными ранее. Данный слог встречается в комбинации со следующими слогами: -*sar- -*kal- (Саркал, Саркел), -*sar- -*dn- (Сардиния), -*sar- -*an- (Сарань, Саранск, Сарния).
Данный слог входит в состав слов сакральной сферы: сензар – тайный язык Мистерий, используемый жрецами во всём мире; сарайас – так в скандинавских сагах называлась страна блаженных; сурья – напиток ариев.
Древние предки покланялись богам Ра, Диву, Трибогу (Дажьбогу), Сварогу, Бору (Пану), Сесту (Сэту), Семешу, Весте и Дэву. Но обращение «Всевышний» касалось только Сара. Сар – не просто бог, это ещё и природное явление, ежесуточно наблюдаемое нами на небе – заря, зорька. В русских заговорах слово «заря» означало ещё звезду. Имя Заря осталось не только у русских. Например, у англичан сохранилось слово zero (ноль), которое звучит схоже с именем Заря = Сара, что указывает на повсеместное распространение бога Сара по всему Евроазиатскому континенту.
Сара – главный покровитель цыган, которые, как известно, имеют индуистские корни. Имя Сара созвучно с сохранившимся русским именем бога «Заребог», встречавшимся в «Велесовой книге» (согласные звуки [с] и [з] достаточно часто меняются местами). «Сарра» широко распространённое древнееврейское имя. Сар на древнееврейском означает «царь». У русских в собственных именах тоже достаточно часто встречается корень – -*zar-, н. Святозар, Белозар.
Среди армянских имён есть несколько с этим слогом: Саркис, что обозначает в переводе «могущество природы» [12]. Однако существует мнение, что данное армянское имя восходит к латинскому имени Sergius, римскому родовому имени, которое, в свою очередь, имеет этрусские корни. Этимология имени в этрусском языке неизвестна [11]. Также среди армянских имён есть имя Сурен – «божественный». Снова сема слога -*sur- как варианта слога -*sar- представляет нечто «высшее». И имя Саро – с арм. «сильный» [12].
В словаре В.И. Даля мы находим следующее толкование слова «царь»: (от лат. caesar – цезарь) – в России в 1547 – 1721 гг. официальный титул главы государства; тот, кто является первым, лучшим среди кого-чего-нибудь; официальный титул монарха; тот, кто безраздельно обладает чем-нибудь, властитель; единовластный государь, монарх.
Славянское «царь» получило дополнительный гласный в конце слова в силу существовавшего в славянских языках закона слогового сингармонизма. Немецкое «кайзер», латинское «цезарь», «кесарь», русское «цесаревич», видимо являются более поздними вариантами слов типа «Кир», «царь» или «сэр», где для усиления экспрессивной окраски удвоен начальный слог [*къ].
Названия верхней одежды у многих народов также имеют в своём составе слог -*sar-: сарафан – русская женская верхняя одежда, сари – индийская женская верхняя одежда, саронг – индонезийская национальная одежда.
Рассматривая слог -*sar- с позиций исторической науки, мы находим в историографии имена древних правителей, выдающихся деятелей, руководителей государств, в составе которых присутствует данный слог: Хазар Хан (тюркский правитель); Хан Ханказар, Кенесары Касымов (казахские исторические лица); Сарыуйсын, Сарбас (узбекские исторические деятели); Николя Саркози (бывш. президент Франции); Серж Саргсян (нынешний президент Армении) и др. Значение персидского слова «сарман» – руководитель, авторитетный человек.
Данный слог находился в начале этнонимов, обозначающих древние племена: узбекские – Sarbas, Sari Cumart, Sari Sargaldaq (ханство – Сарыпуль); казахское – Saray; тюркское – Сарыпуль. В 6 – 4 веке до н. э. от Тобола до Волги жил народ, называвший себя по имени бога Сара «сарматы».
Исследователь С.В. Трусов считает, что древнее племя индоарийских кочевников – саргаты было источником огромного многообразия ономастических производных – Сургут, Саргат, Саргаты [7].
Ещё одним подтверждением древности слога -*sar- является топоним с его участием – о. Сардиния, на котором встречаются древние мегалитические постройки – нураги. Первые люди появились на Сардинии примерно 10 тысяч лет назад. Вероятнее всего они пришли из Корсики, поскольку в те далекие времена оба острова были единой землей. Но некоторые ученые полагают, что в период позднего палеолита существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа и переселенцы могли явиться откуда угодно [5].
Название древнего хазарского города Саркел также имеет в своём составе слог -*sar-. Этимология данного названия до сих пор неясна (высказывается предположение о том, что название переводится c хазарского как «белый город» [8]). Но среди сохранившихся слов вымершего хазарского языка есть не только обозначение белого цвета: sār – «белый», но и прилагательное sārïg – «жёлтый», то есть данное прилагательное также имеет слог -*sar- в своём составе.
Таким образом, совокупность рассмотренных аргументов, доказывающих древность и распространённость слога -*sar-/-*zar-/-*tsar-, а именно:
  1. его присутствие в словах языков из разных языковых семей с одинаковыми или схожими семами, что является доказательством его присутствия в языковой общности до её распадения;
  2. распространённость топонимов, в составе которых присутствует данный слог;
  3. комбинирование слога -*sar- с другими протослогами в топонимах мира;
  4. факты присутствия древних людей в местах, названных топонимами, включающими в свой состав данный слог, – свидетельствует о большой древности данного слога, о его наличии в языке-предке, после распадения которого этот слог зафиксировался в языках-потомках, поскольку обозначал сакральные понятия или верховное лицо рода.
Эти доказательства позволяют нам отнести слог -*sar- к реликтовым слогам (протослогам+), сохранившимся в словарном фонде человечества со времён единой языковой общности.
Литература:
  1. Атлас мира. Изд-во Ультра ЭКСТЕНТ, фирма АРБАЛЕТ, 2006 г. – с. 191.
  2. Миронова Е.А., Универсальность семантики слогов протоязыка // Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура: материалы Первого междунар. конгресса (12-14 мая 2008 г.) в 4-х томах / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - Т. 1. – С. 65 - 76.
  3. Миронова Е.А., О значении гласных звуков в протоязыке. Электронный ресурс. Режим доступа: ../607/ozg.shtml
  4. Миронова Е.А., Топоним Окинава – реликт протоязыка // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, Изд. Северокавказского научного центра высшей школы ЮФУ, 2009. – С. 114 – 118.
  5. Обзор мегалитических строений мира. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dolmen.ucoz.ru/forum/2-45-1
  6. Реформатский А.А., Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 536 с.
  7. Трусов С.В., Происхождение имени Сургут. Электронный ресурс. Режим доступа: http://skolo.ru/etymology-words/157-proishozhdenie-nazvaniya-surguta.html
  8. Хазарский язык. Википедия http://www.wikipedia.org
  9. Чудинов В.А., Может ли слог быть носителем смысла? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dazzle.ru/spec/vcmlsbns.shtml
  10. Сергей. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%F0%E3%E5%E9
  11. Армянские имена http://imena21vek.narod.ru/armenian/male_zn/193.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий